( http://rojdestvo.paskha.ru/Bogoslovie/Statii/Kalendar/ )
Главная
Богословие
Статьи по теме
О реформе календаря

"Среди неизвестного в окружающей нас природе

самым неизвестным является время,

ибо никто не знает, что такое время и как им управлять".

Аристотель.

Постоянным фактором нашего бытия является время, однако античная и современная философия не дали какого-либо удовлетворительного объяснения этого вездесущего феномена. Определить - значит найти характерные свойства. Время не имеет ни природы, ни свойств, кроме одного свойства - необратимости. Философы, касающиеся этой проблемы, или отступали, признав свое интеллектуальное поражение, или пытались одно неизвестное определить другим неизвестным, впадали в тавтологию или, в лучшем случае, заменяли язык философских суждений и определений языком поэзии: аллегориями, метафорами и иносказаниями, т. е. образным языком древних мыслителей.

Наиболее глубокие рассуждения о времени мы находим у Платона и Блаженного Августина. Платон в своих знаменитых "Диалогах" указал, что до сотворения мира время не существовало. В вечности пребывала Божественная идея как образец космоса. Время возникло вместе с мирозданием, оно является только тенью и подобием вечности. "Время возникло вместе с небом, чтобы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них такой распад" (под небом Платон подразумевал космос). Характерно, что взгляды Платона на феномен времени совпадают с положениями теории относительности, которая также говорит о невозможности рассматривать время до момента мироздания, т. е. о "временности" времени. Платон учил, что Солнце, Луна и звезды созданы для определения времени как стражи-блюстители времени. Здесь Платон почти дословно повторяет Моисея (христианские апологеты считали, что древним философам было известно Пятикнижие Моисея).

Попытке осмыслить время посвящены многие главы знаменитой "Исповеди" Августина, епископа Иппонийского. Заслуга Августина в том, что он указал на два измерения времени:

1. Объективные ориентиры, существующие вне нашего сознания.

2. Субъективные ориентиры - ритмы и восприятия времени, заложенные в самом человеке.

Для измерения времени может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: вращение Земли вокруг своей оси (сутки), смена фаз Луны - лунный месяц, движение Земли по орбите вокруг Солнца - год.

Следующая страница

При создании единой системы времени возникают трудности, т. к. основные единицы времени - год, месяц, сутки - не соразмерны между собой (например, год не вмещает в себя целое число суток и так далее).

Календарь является одной из попыток выявить ритмы времени, создать модель времени, образ времени, составить периодическую систему времени. Для этого берутся различные ориентиры, которые условно считаются устойчивыми. Календарь - не только продукт науки, не только таблица математических исчислений, календарь - также религиозное и философское осмысление времени, переданное языком математики. Говорить о точности времени невозможно. Это недоразумение, которое стало для нас привычным и поэтому не воспринимается как бессмысленность; ведь главное, а то и единственное свойство времени - его неповторяемость. Повторяется не время, а условные отсчеты и ориентиры времени. В частности, картографическое повторение космических тел через определенные периоды, которые мы условно берем за вехи и этапы времени. Но даже пространственные совпадения космических ориентиров времени мнимы и иллюзорны, т. к. космос находится в движении: миллиарды галактик, как "корабли, в свой путь безвестный... кто ведает: куда" (Верхарн).

Достоинство календаря - это ритмичность структуры (периодичность и гармония) и точность по отношению к заданным ориентирам (т. е. к их мнимому пространственному совпадению). Кроме того, церковный календарь должен соответствовать библейскому учению о времени, а именно: учитывать семисуточную неделю, восходящую к этапам творения; сутки - как простейший цикл времени; космические тела - Луну, Солнце и звезды - как совокупность ориентиров времени. Наша задача - рассмотреть возможности и достоинства двух календарей - юлианского и григорианского - главным образом, по отношению к литургической жизни Православной Церкви.

Одним из основных отсчетов всех календарных систем является год. Многим неизвестно, что год как период времени определяется неоднотипно. Современная астрономия имеет дело с несколькими математическими картинами года.

Следующая страница

1. Сидерический, т. е. звездный год, это один оборот Солнца в небесной сфере среди неподвижных звезд, он заключает в себе 365,2564 средних солнечных суток. Этот год учитывает фактор звезд (например, положение Солнца относительно звезд Малой Медведицы), поэтому имеет наиболее постоянные устойчивые ориентиры и соответствует библейскому учению: "И сотворил Бог Солнце, Луну и светила для отделения времени".

2. Тропический год - период прохождения Солнца между точками весеннего равноденствия, он равен 365,2422 средних солнечных суток. Его фактор - Солнце (положение Солнца относительно Земли). Математическая картина тропического солнечного года менее устойчива, чем звездного.

3. Аномалистический год - прохождение центра Солнца через его видимую геоцентрическую орбиту - 365,2596 суток.

4. Драконический год - прохождение Солнца через один узел Луны на эклиптике (круг небесной сферы, по которому проходит видимое годовое движение Солнца) - 346,6200 суток.

5. Календарный год - 365 суток в простом году, 366 - в високосном (сутки условно взяты как неделимое целое).

6. Лунный год, состоящий из 12 лунных месяцев, - 354,367 суток.

Следующая страница

Юлианский календарь ориентирован на сидерический звездный год. Григорианский - на тропический солнечный год, поэтому сопоставлять их точность относительно друг друга невозможно. Этот факт многие критики юлианского календаря упускают из вида или же умышленно умалчивают о нем. Между тем точность юлианского календаря нельзя рассматривать в измерениях тропического года. Эта ошибка, ясная для ученых, остается обычно незамеченной широкой аудиторией.

К достоинствам юлианского календаря относятся: строгое чередование простых и високосных лет в ритме 3-1; одинаковое число високосных лет в столетии; связь и симметричность юлианского календаря с лунным календарем: цикл - в 28 лет, когда дни недели возвращаются к тем же числам месяца; цикл в 19 лет, когда повторяются те же фазы Луны; Пасхальный цикл, или великий индиктион, содержащий 532 года (28x19).

Великий индиктион - это цикл, по прошествии которого расположение фаз Луны, дни, недели и числа месяцев повторяются, т. е. праздник Пасхи становится периодичным.

Через юлианский календарь, его математико-символическую знаковую систему время воцерковляется в ритмах Богослужения, особенно Пасхалии. Воцерковленное время становится символом и образом Вечности.

В григорианском календаре четырехсотлетний период на 3 дня короче, чем в юлианском, за счет превращения трех високосных годов в простые. Эта, казалось бы, незначительная разница разрушает гармонию и ритм календаря.

Следующая страница

Григорианский календарь лишен цикличности. Его периоды столь велики, что он практически прямолинеен: по отношению к лунному календарю он не симметричен, а параллелен, он учитывает меньше космических факторов, чем юлианский календарь (отсутствие звездных ориентиров; его факторы - движение Солнца через геоцентрическую ось - изменчивы). Григорианский календарь из всех библейских ориентиров времени сконцентрирован на движении Солнца, которое рассматривается с геоцентрической позиции. Он потерял связь с лунным календарем, потому стал чужд библейскому летоисчислению. Григорианский календарь по сравнению с юлианским по своей структуре более примитивен, а его вычислительные таблицы более громоздки и неуклюжи.

Цикл дает возможность предвидеть будущее и воспроизводить прошлое, ритм - это жизнь, всякое бытие - физическое, биологическое и психологическое - проистекает в ритмах. Разрушение ритмов - это распад и смерть.

Само слово "космос" означает "упорядоченная вселенная", космические ритмы - проявления его логизаций. Где закон - там ритм. Вне ритма космос превратится в хаос.

Григорианский календарь оземлен, он фиксирует, вместо ритмов, климатические периоды на земле; юлианский календарь космоцентричен, он стремится улавливать пульс Вселенной. В юлианском календаре, по образному выражению пифагорейцев и платоников, "звучит музыка небесных сфер", а его числовые таблицы - ноты "звездной симфонии". Цикл и круг - это символы вечности.

Следующая страница

Григорианский календарь прямолинеен. Прямая линия - образ "дурной бесконечности", символ увековечивания времени, т. е. неодухотворенной материальности. Юлианский календарь эсхатологичен. Григорианский - утилитарен и технократичен. Он лишен какого-либо мистического подтекста. Юлианский календарь - космическая поэма. Григорианский - только сухая бухгалтерия. Григорианский календарь, потеряв ритмичность, стал разрушающей силой.

Что выиграл так называемый "новый стиль"? В григорианском календаре полугодия, кварталы и месяцы содержат различное число суток. Дни недели не совпадают с числами месяца. Чередование "расщепленных недель" происходит независимо от продолжительности месяцев. Число дней в столетиях в григорианском календаре неодинаково. Високосные годы не имеют периодичности. Григорианский календарь по отношению к космосу является провинциализмом (Солнечная система - вместо Вселенной). Он связан с земными явлениями, климатическими временами года, что представляет собой главный аргумент сторонников григорианской Пасхалии. Однако не следует забывать, что точность календарной даты для определения Пасхи с игнорированием остальных факторов, в том числе воскресного дня недели, было практикой некоторых малоазийских общин: они праздновали Пасху 14 ниссана, стремясь к точному повторению исторической даты Воскресения Христа. Этот малоазийский обряд был осужден на I Вселенском соборе, а его последователи с тех пор рассматривались как еретики. Значит, точность месяца и числа в праздновании Пасхи не имела самодовлеющей ценности, а при игнорировании других библейских факторов такая практика приравнивалась к ереси (ересь четыредесятников, или квадродециманов).

Вопроса о Пасхалии мы коснемся позже и рассмотрим его отдельно, т. к. этот вопрос - кардинальный для церковного календаря. Календарь как осмысливание и логизация времени имеет в себе духовный потенциал мировоззрения эпохи, общества, в которых он возник и сформировался. Юлианский календарь - творение александрийских астрономов.

Александрия была одним из главных философских, религиозных и научных центров мира. В Александрии проживала самая большая колония иудеев (до 200 тысяч). Там происходил плодотворный синтез между ветхозаветным монотеизмом и античной философией. Там образовалась школа библейской экзегетики, которая отличалась приверженностью к аллегорическому толкованию Священного Писания.

Следующая страница

В Египте и на Синае жили монахи и аскеты из иудеев и их прозелитов (ферапевты). А в Александрии имели широкое распространение библейские книги, переведенные на греческий язык. Александрия была перекрестком культур Египта и Рима, Иудеи и Эллады. Египет был погружен в думы о вечности, колоссальные пирамиды были порывом к вечности.

Юлианский календарь относится к звездному году, однако его исчисление не совпадает со звездным годом, а на 9 минут и 1 секунду меньше его; юлианский календарь больше солнечного тропического года на 11 минут 14 секунд. Созиген* (* Александрийский астроном, один из главных создателей юлианского календаря. I в. до Р.Х.) имел в руках таблицы Гиппарха** (** Астроном и математик. II в. до Р. X.), определявшие тропический год с точностью до 6 минут и разницу между солнечным и звездным годом - до 5 минут, однако не принял их, поэтому можно сказать, что год юлианского календаря в числовой характеристике представляет собой некое среднее уравнение между сидерическим и тропическим годами, их гармонизацию с большей приближенностью к звездному году. В этом мы видим провиденциальное значение юлианского календаря для Церкви. Если бы юлианский календарь полностью совпадал с сидерическим годом, то праздник Пасхи вскоре отошел бы от земных координат; если бы совпадал с тропическим, то был бы отключен от космических факторов, от так называемого "истинного года" и привязан только к климатическим периодам на Земле. Во втором случае терялась бы сама идея Пасхи: преображение не только Земли, но и всего космоса через преображение человечества. Юлианский календарь учитывает и космические факторы, и земные  климатические периоды, и лунные (синодические) месяцы.

Современные критики юлианского календаря говорят о неточности календаря, как о его ошибке или несовершенстве. Однако они упускают тот очевидный факт, что ошибка не может создать гармонию, что из несовершенства не может произойти целый ряд временных циклов, составляющих необычайную по красоте среди других календарей картину времени.

Время - неуловимая субстанция, время - тайна, и как тайна оно может быть выражено и зафиксировано через символы. Юлианский календарь - это иконографическое выражение времени, это священная икона времени.

Следующая страница

Юлианский календарь как звездный учитывает истинный годовой путь Земли вокруг Солнца, а тропический год - движение точки равноденствия навстречу мнимому движению Солнца. Это перемещение точки равноденствия составляет разницу у звездного года с солнечным приблизительно 21 минуту в год, а у юлианского календаря - 11 минут, которые за 128 лет составляют одни сутки. Тропический год нельзя назвать более точным, чем звездный, но он более видимый и наглядный, он решает утилитарные задачи, связанные с климатическими периодами и органическими фазами жизни на Земле. Звездный год - это год философов и мистиков, тропический год - земледельцев и ремесленников.

Сознание человека, рационализировавшись и опредметившись в "новое время", перестало ощущать космические ритмы, переключилось на периодичность земных явлений, связанных с практически утилитарной жизнью человека.

Звездный год был вытеснен солнечным годом. Высшее достоинство юлианского календаря - ритмы и цикличность - материализованный и прагматичный ум стал воспринимать как ошибки в расчетах (хотя уже вавилоняне в XI в. до Р. X. и шумеры во II тысячелетии до Р. X. знали разницу между солнечным и звездным годами (Бикерман. "Хронология древнего мира").

Сторонниками календарной реформы выступали папы Сикст IV, Клемент VII, Григорий XIII - вдохновитель Варфоломеевской ночи, при котором реформа была осуществлена. Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов. Комиссию возглавлял иезуит Христов Клавий. Работы были окончены в 1582 году. По этому случаю в Риме изготовили мебель с изображением папы Григория и надписью "Григорий - лучший из верховных жрецов". Этот календарь вызвал бурную полемику в католическом мире. Ведущие ученые XVI в., в частности Виет, которого называли отцом современной алгебры, утверждали, что григорианский календарь астрономически необоснован (Гордон Мойер. "Григорианский календарь"). К числу противников нового календаря принадлежал знаменитый Скалигер - основоположник научной хронологии.

Следующая страница

Многие выдающиеся астрономы выступали против реформы или предлагали свои системы. Чтобы прекратить опасные споры, папа Григорий издал указ, в котором угрожал церковным отлучением тем, кто откажется принять новый календарь.

Разница между юлианским календарем и тропическим годом - одни сутки в 128 лет - ко времени введения григорианского составляла 10 суток (точнее, около 11). В новом календаре это время было аннулировано, календарь ориентирован только на тропический год. Количество високосных годов в столетии изменено, вследствие чего календарь потерял периодичность и ритмичность. Вернее, его циклы настолько велики (например, большой пасхальный круг -5.750.000 лет), что он практически стал прямолинейным.

Церковь, забыв о своих измерениях времени, о самой идее времени, подчинила себя обсерватории, для которой григорианский календарь - далеко не самая совершенная система тропического года. Существуют более точные измерения солнечного года, созданные как до григорианского календаря, так и после него. До григорианского календаря - это календари древних инков, Омара Хайяма и Скалигера (лунный арабский календарь также астрономически совершеннее, чем григорианский). Более точные числовые измерения тропического года дают календари XX в. Сикха и Всемирный календарь, принятый ООН в 1954 году. Интенсивно разрабатываются новые календарные системы с различными числовыми характеристиками недель и месяцев.

Поэтому, если Церковь станет на путь календарного реформаторства и будет ориентироваться на технократический мир, то ей придется непрерывно менять астрономические календари, непрерывно ломать и деформировать устав и формы своего богослужения.

Симптоматично, что недавно Афинский университет обратился к Церкви Эллады с рядом рекомендаций, в том числе с советом принять новый, так называемый универсальный календарь.

Следующая страница

Церковь должна сохранить свои мистические знания, свое духовное видение времени и вечности, свое Священное Предание. Секуляризация - это обмирщение и омертвление Церкви. Такая Церковь не сможет стоять над миром, а окажется позади него, будет пренебрегаема миром как его иждивенка и, растеряв свои сокровища, в конце концов, окажется ненужной для мира.

Время как дискретное движение - это ритм и созвучие. Вечность - безмолвие, не как отсутствие, а как полнота ее совершенства. Коммуникативными символами вечности являются космические ритмы. Юлианский календарь учитывает космические ритмы, соприкасается с ними, отражает их. Следовательно, юлианский календарь сам является гармоническим образом вечности.

Церковь - это образ вечности на земле, это - явление вечности во времени, это возможность перехода из времени в вечность. Календарь - пульс Церкви - должен быть звездным, а не солнечным, космо-центрическим, а не гелиоцентрическим.

В Священном Писании нам открыто, что будет новое небо и новая земля. Поэтому поле действия Церкви не гео- или гелиопланетарно, а метакосмично. Миссия Церкви - преображение и одухотворение Вселенной через спасение и преображение ее ипостаси - человека.

Календарь - форма исторической памяти, запечатленной, как в созвучиях, в периодах и ритмах. Для многих эта мысль покажется странной и непонятной. Для сравнения обратимся к феномену человеческой памяти. Запоминание и припоминание проходят по принципу сходства и аналогий. Припоминание похоже на воспроизведение картины по ряду ее сохранившихся фрагментов или же на решение алгебраической задачи. Эти фрагменты представляют из себя закодированные созвучия, из которых составляется аккорд. Все содержание нашей психической жизни располагается в памяти по закодированным системам, каждая из которых имеет свой индекс. Мы привыкли считать, что память оперирует словами и чувственными образами. Однако, на самом деле, в подсознании человека, как в складах и подвалах памяти, хранятся закодированные, похожие на генетический код записи, которые только на уровне сознания воспроизводятся в формах образов и слов. Возможно, что эта огромная работа по составлению каталогов памяти происходит во сне. Есть мнение, что в глубоких фазах сна отсутствует сновидение. Отсутствуют формы сновидений как интерпретации шрифтов и кодов в образе и слове. Но происходят процессы сновидений как образование сновидений и конструкций из самих кодов, без их рефлексивной расшифровки. Одними из самых существенных элементов кода запоминания являются ритм и созвучие. Б. Пастернак писал: "Аккорды - это дневник". Поэты имеют дело преимущественно со своим подсознанием. В древние времена они почитались наряду с прорицателями, но и теперь поэты иногда говорят правду.

Следующая страница

Конструкции кодов памяти строятся в ритмах. Дискретное движение мыслей, как и всякое дискретное движение, требует ритма. Иначе оно превращается в дисгармонию и хаос. Почему музыка захватывает и пленяет дух? Почему поэзия дает наслаждение? Потому, что мелодия и ритм сродни процессам нашего подсознания, био- и психоритмам. Склероз и психические заболевания нарушают симметрию и гармонию в электрограмме человеческого мозга. Почему сильные эмоциональные переживания (радость и скорбь) вызывают инстинктивную потребность в пении? Например, в погребальных плачах и причитаниях? К. Бальмонт писал: "Мало плакать, надо стройно-гармонически рыдать". Через ритм и гармонию пения налаживаются психофизические ритмы, нарушенные взрывом эмоциональных переживаний. Пение является важной стороной богослужения, настроем человеческого духа. Поэтому древняя Церковь строго следила, чтобы в храмовое пение не проникали мирские и страстные мелодии. Говоря о гармонии, следует вспомнить известный закон Оккама: "Не следует без надобности умножать число сущностей". Этот закон отвечает тому же принципу: в гармоническом ряду требуется меньше сущностей и усилий, чем в беспорядочном, для достижения того же результата. Во всей Вселенной от метагалактики до атома наблюдаются ритм и порядок, закон и созвучие. Современная музыка часто превращается в антимузыку. Музыка, лишенная мелодии и ритма, несет в себе взрывной заряд. Она разрушительно действует на человека и окружающую природу. М. Цветаева писала: "Музыка - это бунт". Музыка в ее подсознании была бунтом, и поэтому ее стихи похожи на картины Вальпургиевой ночи. Б. Пастернак в одном из своих стихотворений предполагал, что "на четвертом поколении" музыка станет "полетом валькирий".

Современное абстрактное искусство - это выпадение из космических ритмов. Это не только фиксация, но и индуктирование взрыва и катастрофы. Рок- и поп-музыка - это диссонирующая лавина звуков, конвульсия и агония, образ первобытного хаоса и будущего Богооставления. После концертов рок- и поп-музыки происходят сцены массового психоза и истерии, доходящие до убийств и самоубийств. Доказано, что звуки поп-музыки даже на значительном расстоянии могут привести животных к заболеванию и гибели. Есть также данные, что мелодичная музыка способствует росту растений, а хаотичные звуки подавляют и заглушают их. Жизнь человека и общества в измерениях и структурах календарной системы, в периодическом и заритмированном времени несет в себе память о прошлом и предвидение будущего. Изменение форм мышления связано с новыми ритмами, поэтому в истории человечества можно найти параллели между социальными потрясениями и интенсивной разработкой новых календарных систем.

В языческом мире существовали различные календарные системы. Наиболее точным был год древнеегипетского календаря, измеряемый по звезде Сириус. Юлий Цезарь во время пребывания в Египте поручил знаменитому астроному Созигену составить точный астрономический календарь. Неизвестно, был ли Созиген монотеистом или язычником, во всяком случае, как образованнейший человек своего времени, он был знаком с Библейским учением. Его тонкая научная интуиция, граничащая с мистическим прозрением, дает нам возможность предположить, что он не был лишен Божественного откровения, хотя бы на уровне пророчества сивилл. Египетские пирамиды по своей форме похожи на атом огня, как его изображали пифагорейцы и платоники. По росписям египетских пирамид, выполненных почти в иконографическом стиле, без прямой иллюзорной перспективы, можно судить о мистических знаниях и прозорливости их создателей. Эллада размышляла, Рим воевал и властвовал, Египет созерцал. Эллада создала европейскую философию, Рим - политику, Египет - математику и астрономию. Египет смотрел на землю через звездную кальку неба. Созиген быстро окончил колоссальную работу.

Следующая страница

В 46 году до Р. X. календарь был окончен, в 45 году он стал государственным календарем. В 44 году был убит Юлий Цезарь, как будто смерть только ждала завершения этой огромной работы, более величественной, чем построение пирамиды Хеопса. Созиген, как великий композитор, написал непревзойденную симфонию времени.

Юлианский календарь был создан на основе древнеегипетского календаря. Звездный год учитывает реальное положение солнца относительно отдаленных звезд, так что год практически постоянен. Солнечный год учитывает движение точки равноденствия навстречу солнцу, которое происходит с постепенным ускорением; от прохождения солнца через точку весеннего равноденствия зависят климатические периоды. В древние времена они обычно включали в себя только лето и зиму, а впоследствии - четыре времени года.

Звездный год называется в астрономии истинным, он математически более точен и постоянен. Солнечный год связан с сельскохозяйственными работами, животноводством и ремеслами, поэтому он менее точен, но более практичен и "очевиден".

Знаки зодиака, через которые проходит солнце, являются картиной звездного неба. В ритмах солнечного года картина знаков зодиака смещается. Знаки зодиака - это сакральные иероглифы космического мира. Изображения знаков зодиака в древних храмах свидетельствуют о том, что годом храмового Богослужения признавался звездный год. Разница между звездным и тропическим годом составляет приблизительно 20 минут, но этот разрыв постепенно увеличивается.

Когда родился Христос, Иудея была включена в состав Римской империи. Она входила в Сирийскую провинцию. Даты Рождества Христова и все главные события Его земной жизни Церковь отмечает по юлианскому календарю. История Церкви также была зафиксирована в знаковой системе юлианского календаря. Переменить календарь - значит оторваться от этих чисел. Нам могут возразить, что мы празднуем события, а не числа. Но числа осуществляют ритм, последовательность и порядок событий. Библейские события даны в космических аккордах, нотами которых является календарь. Замена календарной системы разрушает или заменяет эти созвучия. Наряду с юлианским календарем в ряде провинций существовали местные архаичные календари, которые имели главным образом культовое значение. К IV веку они постепенно исчезали, хотя в некоторых местах существовали наряду с юлианским до V-VI веков.

Следующая страница

Юлианский календарь имел огромное значение для Церкви. Она получила единое измерение времени, единый храмовый календарь и могла синхронно отмечать праздники, посты и другие церковные даты. Соблюдение юлианского календаря осуществляло связь прошлого с настоящим и будущим в одних ритмах времени.

Из какого лагеря вышли первые критики юлианского календаря? В Византии наиболее известные из них - Григор Никифор и Исаак Аргик.

Григор Никифор - представитель рационалистического крыла византийской философии, отпочковавшегося от пантеистической системы Иоанна Итала. Григор Никифор был энциклопедически образованным человеком - историком, философом, математиком и астрономом. Хотя некоторые из современников (Акиндин) указывали, что его познания более обширны, чем глубоки и основательны и он часто берется за дело, не изучив его как следует. Григор Никифор выступил противником и оппонентом святого Григория Паламы, защитника святоотеческого учения о Фаворском свете, о вечных божественных энергиях, в которые включается человек через православную аскезу. Антипаламиты не признавали вечных божественных сил и энергий, а Фаворский свет считали атмосферным явлением. Для противников Григория Паламы исихазм, основанный на безмолвии молитвы, был непонятен. Они не только отрицали его, но делали предметом насмешек и даже политических интриг. Григор Никифор был сторонником унии с Римом и составил свою уникальную программу.

Другим противником юлианского календаря был византийский монах Исаак Аргик. Впоследствии он был обвинен Церковью в тайном язычестве и предан на Поместном соборе анафеме. Возможно, он принадлежал к мистрийскому кружку философов, которые мечтали о возрождении великой Греции с ее языческими культами и философскими школами. Такие союзы существовали до самого падения Византии. В XI веке Католическая Церковь порвала связь с Вселенской Церковью. Прежде всего, было потеряно мистическое единство. Католическая Церковь была ориентирована на мирскую культуру и цивилизацию. Восток, - если можно об этом говорить в психологических обобщениях, созерцателен и глубок, а Запад - деятелен.

Следующая страница

Православная Церковь готовит свою паству к Царствию Божьему, которое начинается в глубине человеческих сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад хочет построить Царство Божие здесь, на земле: Церковь - с институтами и прерогативами государства, во главе которого стоят монарх и теург - Папа с властью самодержца.

Православная Церковь - соборна. Истину может хранить только общее церковное сознание. Католическая Церковь - мобильна. Дисциплину в войске может осуществить единый центр с неограниченными законодательными и исполнительными правами. Восток смотрит на Церковь как на единую и единственную духовную живую среду, где происходит общение души с Богом. Запад смотрит на Церковь, как на войско, борющееся с силами ада, где всем принадлежат трофеи победы. Восток считает личность субъектом Богообщения. Запад считает им Церковь. Поэтому в Западной Церкви личность подчинена коллективу с тенденцией к нивелированию личности. Враги Рима часто хотят представить римских первосвященников и иерархов как носителей всевозможных грехов и пороков. Большей частью такие сведения неверны и анекдотичны. Римские Папы были представителями своей среды, не хуже и не лучше ее (скорее, лучше). Среди них были люди различного нравственного и интеллектуального уровня. Но сам метод правления Церкви государством с подчиненной Риму армией и репрессирующим аппаратом, с непрерывными модификациями и реформаторством, необходимым для государства, требовал решений и действий, которые казались поверхностному взгляду проявлением личных слабостей и амбиций самих Пап. Примат коллектива над личностью, взятый в качестве стратегии антигуманными политическими партиями, породил такие явления, как защита коллектива идеологической разведкой (орден доминиканцев), политической разведкой (орден иезуитов), репрессирующим аппаратом (инквизиция), которые действовали так же, как репрессирующий аппарат любого государства. Критики католицизма часто забывают об исламской, китайской и других инквизициях.

Календарная реформа была осуществлена в 1582 году при Григории XIII. Это был выдающийся иерарх, аскет в личной жизни. Но в его нравственные правила входило "насилие во имя добра". Это был тот период, когда католичество вело ожесточенную борьбу с протестантством, переходя от защиты к контрнаступлению. Григорий XIII начал свое правление с организации Варфоломеевской ночи, т. к. считал гугенотов врагами Бога, подлежащими уничтожению. Он принял голову вождя гугенотов как символ победы католицизма и приказал выбить по этому случаю медаль, как император после блистательной победы. Он считал, что провел великолепную операцию, удалил омертвевшие ткани и спас организм от заражения и гангрены. Для самих гугенотов он считал лучшим пострадать на земле и этим отчасти искупить грехи, чем распространять лжеучение и идти в ад. Он отлучил от Церкви английскую королеву Елизавету, чтобы снять с ее подданных присягу верности. Он помогал Филиппу Испанскому потопить в крови восстание в Нидерландах, боясь, что власть перейдет к протестантам. Он засылал иезуитов в протестантские страны - Англию и Нидерланды - под видом учителей и воспитателей. Он заложил основы унии на Западной Украине через привлечение православных в католические семинарии, которыми руководили иезуиты. При этом в тайных циркулярах запрещалось поощрять переход православных в католичество. Более нужным считалось иметь среди самих православных сторонников католичества, а не явных католиков, которые не могли оказывать влияния на народ.

Следующая страница

Римская Церковь была канонически оторвана и мистически отключена от Вселенской Церкви. В новом календаре солнечно-планетарная система выделена и исключена из космоса. В самой Католической Церкви центром стали Рим и Папа.

В новом календаре единственным ориентиром стало солнце. Римская Церковь, ориентируясь на мирскую цивилизацию и культуру, эволюционировала и менялась. В григорианском календаре истинный год - космическое время подменено меняющимся земным временем, зависящим от движения точек равноденствия и от ускорения этого движения. Для Церкви-государства нужен земной календарь.

От симфонии юлианского календаря в григорианском календаре остались только два цикла: день и год, остальные созвучия были разрушены. Многим людям кажется, что чередование простых и високосных годов сохранилось, но это не так. Из четырех столетий выпали три високосных года. Пульс календаря стал аритмичен. Некоторые астрономы - современники Григория XIII считали, что григорианский календарь является порчей юлианского. Но дело обстояло сложнее. Были подменены главные принципы и ориентиры юлианского календаря. Григорианский календарь игнорирует космос. Струны космоса у него порваны, осталась только одна струна времени, натянутая между землей и солнцем.

В 1793 году Франция была объявлена Республикой. Победила революция, была провозглашена "Декларация прав гражданина" и отменена смертная казнь. Королевская чета была публично казнена, а ее ребенок втихомолку забит до смерти сапожником, которому он был передан Конвентом на перевоспитание. Гильотина уничтожила больше людей, чем было казнено преступников за столетия королевского правления. Чтобы заставить народ забыть свое прошлое, была уничтожена значительная часть аристократии, духовенства и ученых. Революционное правительство создало религию человеческого разума с карнавально-цирковыми обрядами, в которых осмеивалось и пародировалось христианство. На престол собора Парижской Богоматери посадили голую артистку - аллегорию человеческого разума, и члены Конвента приветствовали ее. Парижского епископа заставили снять сан. Большинство членов парижского синода последовало его примеру. Но требовались еще другие реформы, чтобы создать нового человека, порвавшего со своим прошлым. Это была календарная реформа. Ее осуществил революционер и астроном Ромм, впоследствии окончивший жизнь самоубийством.

Следующая страница

В революционном календаре семидневная (библейская) неделя была заменена десятидневной декадой. Началом эры было объявлено не Рождество Христово, а провозглашение Французской Республики.

Календарь был лишен законченности и гармонии, в каждом году оставалось несколько дней, которые не входили в число месяцев. Они были объявлены праздничными днями и получили имена, напоминающие о революции. Это мертворожденное дитя просуществовало десять лет.

В 1921 году революция победила в Турции. Султан был отстранен от власти. Новое правительство объявило себя внеконфессиональным. Турецкая империя распалась. Патриархи оказались включенными в новообразовавшиеся государства. В Церкви подняло голову движение, которое принято называть обновленчеством.

Константинопольский Патриарх Мелетий выступил с программой, в которой разрешалось священникам вступать в повторные браки после принятия сана, епископам - иметь жен и т. д.

Наряду с этим был поставлен вопрос о новом календарном стиле. Новое время революций и потрясений, расшатавшее церковные традиции, не укладывалось в рамки календаря, который закреплял и оберегал эти традиции.

Правительство Ататюрка благосклонно смотрело на календарные реформы, видя в этом один из элементов европеизации Турции.

Следующая страница

К числу первых декретов Ленина относится принятие григорианского календаря, так называемого "нового стиля". С 1923 по 1940 год происходят неоднократные попытки замены семидневной недели на пятидневную и шестидневную.

Обычно календарная реформа происходит при насильственной ломке народного сознания, чаще всего во времена общественных потрясений, революций, при стремлении отказаться от традиций, порвать с прошлым, забыть о своей истории, создать новый ритм своего мышления, новое мироощущение, выйти из духовного русла прошлого, поставить текучую фактичность выше вечных реалий, видимое и конкретное предпочесть их идее, ее вечному содержанию.

Прогресс цивилизации превращается в эволюцию жестокости и инволюцию духа. В наше время смена календаря будет означать новый этап в оземлении и инволюции духа, девальвации религиозных ценностей.

Архимандрит Рафаил (Карелин) Духовный собеседник 1996 № 4 (8) с. 78-88 ( с сокращениями).

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика