( https:// )
Поделиться:
Главная
Богословие
Статьи по теме
Отражение Рождества Христова в Богослужении

«Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти» (I Тим. 3, 16)

Рождение на земле Сына Божия явилось истоком новой жизни, несущей обновление роду человеческому и всему миру. «Ибо жизнь явилась, - говорит св. Иоанн Богослов, - и мы видим и свидетельствуем и возвещаем Вам вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (I Ио. 1, 2) «и сия жизнь в Сыне Его» (I Ио. 5, 11). Усвоение этой жизни избавляет людей от рабства суете и тлению и дарует свободное Богосыновство.

Эта глубокая истина подробно раскрывается в Апостольском чтении праздника.

«Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены... дабы нам получить усыновление. Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал. 4, 4-7).

Явление на земле Бога во плоти, как событие величайшей важности, могло совершиться только тогда, когда человечество наиболее остро почувствовало нужду в избавлении от зла и достаточно созрело для принятия Спасителя. Это и отмечает апостол выражением «когда пришла полнота времен».

Приготовление человечества к пришествию Избавителя осуществлялось различными путями для иудеев и язычников.

Благая весть об Искупителе, сообщенная первым людям, была подтверждена праотцам еврейского народа с обетованием о том, что из его среды произойдет Тот, Кто служит «чаянием языков». На Израильский народ была возложена высокая миссия хранить истинную веру и обетование о пришествии Мессии.

В своей массе он часто оказывался недостойным этого высокого призвания, но лучшие его представители - праотцы, патриархи и пророки сохранили верность завету с Богом и твердую веру в пришествие Избавителя пронесли чрез всю бурную событиями историю Израиля. И чем ближе подходил момент явления Богочеловека, тем напряженнее становились ожидания Его пришествия.

В предпраздничных службах весьма ярко отражен процесс подготовки избранного народа к принятию Избавителя. Две воскресных службы, предшествующие празднику Рождества, посвящены прославлению свв. праотец и отец. Здесь упоминаются имена Адама, Авеля и всех допотопных патриархов, Сима, Мелхиседека, Авраама, всех родоначальников, вождей и пророков еврейского народа и благочестивых праматерей Богомладенца Христа.

В неделю свв. отец Апостольское чтение из 11 гл. Послания к Евреям говорит о подвиге веры ветхозаветных праведников, «которых весь мир не был достоин» (Евр. 11, 38). «Все они умерли в вере не получивши обетования, а только издали видели оные и радовались и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11, 13). Евангельское чтение этой недели от Матфея перечисляет предков Христа по плоти (Мф. 1, 1-25).

Но особенно ярко ожидание Мессии отражается в пророчествах, которые в качестве паремийных чтений входят в состав Рождественской вечерни.

В одной из первых мы слышим доносящийся из глубины веков голос пророка Валаама: «Вижу его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24, 17). В одной из последних излагается пророчество Даниила о нерукосечном камне, в котором в порядке смены царств уже приближенно указывается время, когда «Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится» (Дан. 2, 44). Изначальное обетование об искуплении, данное прародителям, в паремийных чтениях постепенно воплощается в конкретные формы и приобретает черты живого исторического факта.

В пророчестве Михея указывается Вифлеем, как место рождения Великого Вождя Израиля, а ветхозаветный евангелист Исайя возвещает о произрастании отрасли (жезл) из корня Иесеева, о рождении Эммануила от Девы и яркими чертами изображает Царство Мессии, как Царство правды и мира, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок и молодой лев и вол будут пастись вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. И, 6).

О том, что лучшие представители иудейского народа жили мессианскими чаяниями, говорят многие события, современные Рождеству Христову. Мы находим их выражение и в пророческих песнях Захарии и Елисаветы, и в радостном гимне Богоматери, и в Симеоновом проречении о 40-дневном Младенце, в котором уготовано спасение для всех народов, и, наконец, в волнении Ирода и всего Иерусалима о пришествии волхвов с востока.

Первыми из иудейского народа удостоились получить радостную весть о рождении Предвечного Богомладенца и совершить поклонение Ему простые сердцем и умом Вифлеемские пастыри.

Но попечением Божественного Промысла не были оставлены и язычники. Что лучшие из них воспользовались естественным откровением, о котором говорит ап. Павел (Римл. 1, 19-20), и близко подошли к правильным понятиям о Божестве, об этом говорят лучшие представители эллинской философии. Отцы Церкви ценили классическую культуру и пользовались из нее тем, что соответствовало духу христианства.

Народы Азиатского Востока, где так ярко светит солнце и так красиво ночное небо, занимались изучением небесных светил. Астрономия халдейских мудрецов была своеобразной, - она тесно связывалась с астрологией. Но не нужно забывать, что это был детский период науки, в наследие от которого, однако, остался ряд ценных положений, как, например, установление периода повторяемости затмений, что давало возможность предсказывать их наступление, деление солнечного пути в день равноденствия, а отсюда и всякого круга, на 360°, основы календаря и пр.

Этим же мудрецам Востока, как достойным представителям языческого мира, Божественный Промысл открывает о рождении Богомладенца понятным для них способом.

Поклонение волхвов описывается в евангельском чтении праздничной литургии. Об этом же событии говорится в тропаре, в кондаке и во многих песнопениях Рождественской службы.

Но явление Бога на земле имело значение центрального факт не только в человеческой истории. «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Римл. 8, 20-21). Спасение людей Воплотившимся Богом связывается с восстановлением сыновнего достоинства и прославления всей твари «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).

Такой именно смысл придается праздничному событию содержанием первой паремии Рождественской вечерни, повествующей о творении мира (Быт. I, 1-14). Воплощение Сына Божия рассматривается, таким образом, как акт некоего новотворения.

В славословии новорожденного Младенца гармонически слились небо и земля, мир ангельский и человеческий. Этот всеобщий радостный гимн звучит и в тропаре Праздника («возсия мирови Свет разума»), и в кондаке и в стихирах на литии («Небо и земля сегодня стали одно, так как родился Христос»), в светлых и высокохудожественных канонах («пойте Господеви вся земля») и во всех вообще праздничных песнопениях.

Наконец, введение в предпраздничную службу видоизмененных применительно к событию песнопений Страстной седмицы («Волною морскою», «К тебе утренюю» и др.) и радостные напевы самого Праздника позволяют Рождество приравнивать к Празднику Праздников - Воскресению Христову.

«Христос раждается, славите».

М. Устинский

разбить на страницы

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Добавить в блог

Ссылки | Вопрос священнику | О Рождестве Христовом | Богословие | Рождество Христово в истории России | Иконография | Рождество Христово в красках | Детская страничка | Православная трапеза | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Источники | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика