Вот уже более трех веков к Рождеству и новогодним праздникам повсеместно появляются елки – символ и необходимый атрибут праздника. Что это? Дань русским обычаям? Порождение советского времени? Освоение европейских традиций? Чтобы разобраться в этом, вспомним историю празднования Рождества и Нового года в России.
Согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года повелевалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще Москву) хвоей.
Елка как рождественское дерево появилась в России в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник "детской елки" в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Лесная красавица была установлена в Большой столовой дворца. Традиция окрепла к концу 30-х годов XIX века, а в середине века елка становится уже обычным явлением для всех губернских городов. Причина быстрого вхождения петербургского новшества в жизнь провинциальных городов понятна: отказавшись от старинного народного обычая празднования Святок, горожане ощутили некий обрядовый вакуум. Этот вакуум либо ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством елки.
Бытует мнение, что советская власть ввела запрет на ель сразу. Однако это не так. После захвата власти большевики на смолистое дерево не посягали. Если оно и стало в это время чрезвычайной редкостью, то по причине материальных и бытовых трудностей. В семьях, сопротивлявшихся хаосу внешней жизни, елку всё же старались устанавливать и относились к ней с еще большей бережностью, даже трепетностью, нежели в мирное время, поскольку она являлась единственной зыбкой связью с прошлой, устойчивой жизнью.
Изменилась ситуация после перехода на григорианский календарь 24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. Поскольку разница между старым и новым стилем составляла к этому времени 13 суток, то в результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год — с 1 января на 14-е. И хотя ни в декрете, ни в других исходящих от советского правительства документах этого времени об отмене праздника Рождества не говорилось ни слова, тем не менее, нарушение календаря воспринималось как ломка жизни с ее традиционно связанными с определенными датами православными праздниками.
А в 1922 году была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в "комсомольское рождество", или иначе в "комсвятки". Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование "комсвяток" в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое было объявлено нерабочим днем. Мероприятия начинались чтением докладов и речей, разоблачающих "экономические корни" рождественских праздников. Потом шли спектакли и инсценировки, политические сатиры, "живые картины". На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и елка, получившая название "комсомольская елка". Участники елочных карнавалов (в основном из комсомольцев-пропагандистов) рядились в самые невообразимые сатирические костюмы: Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, в языческих богов и даже в рождественского гуся и поросенка. Проводились шествия с факелами и сожжением "божественных изображений" (икон). Уже к концу 1924 года, когда "Красная газета" с удовлетворением сообщила: "...в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно елок — мало становится бессознательных людей".
Но скоро праздник "комсомольского рождества" был раскритикован в прессе как не сыгравший существенной роли в антирелигиозной пропаганде. А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и елка, уже прочно сросшаяся с ним. Елка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. В эти критические в судьбе елки годы казалось, что ей пришел конец. Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни елок. В школах в порядке борьбы с Рождеством и елкой на Новый год стали проводить "антирождественские вечера", на которых инсценировали высмеивающие попов и церковь пьески, пели антирелигиозные сатирические куплеты, вроде "Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдем". Перестали устраивать елки и в детских садах.
"Конец неправильному осуждению елки" был положен на исходе 1935 года. 28 декабря в газете "Правда" появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П.Постышевым: "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Автор в декларативном тоне призывал комсомольцев и "пионерработников "в срочном порядке устроить под Новый год коллективные елки для детей. "Предложение тов. Постышева" было принято к сведению молниеносно, и 31 декабря на прилавках магазинов, согласно сообщениям в прессе, уже появился "расширенный ассортимент елочных украшений". Кафе, рестораны и крупные заводские столовые вновь готовились к организации елок в своих помещениях. Так, в течение четырех дней (включая день опубликования статьи Постышева) был возрожден дореволюционный праздничный обычай.
В конце 1935 года елка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и четкую формулировку: "Новогодняя елка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних елок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Теперь еловое дерево — необходимая принадлежность не только советского праздника Нового года, но и советской жизни вообще. Организовывала праздник "елочная комиссия", в которую обычно входили профсоюзные активисты: они разрабатывали программу, доставляли елку, обеспечивали Дедом Морозом, готовили подарки. Самым трудным был выбор подарков и принятие решения, "какой подарок сделать кому из ребят так, чтобы не выйти из лимита, и в то же время чтоб все были довольны". Для каждого ребенка готовился особый подарок, что впоследствии вышло из практики советских елок, на которых предполагалось равенство всех детей. Связь елки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трех (наряду с Октябрем и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке " рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлевских башнях.
И тогда, и теперь самыми желанными для нас остаются не общественные, а домашние елки, на которые собираются всей семьей. На этих уютных праздниках люди забывают о той официальной роли, которую играла елка, и празднуют ее как семейное торжество, по установившимся в семье традициям.
В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем. "И, как всегда в это время, — писала в конце декабря 1993 года газета "Невское время", — горят на главной улице Петербурга елки — не просто новогодние, уже рождественские, без красных звезд".
31 декабря 1999 года верхний Храм Христа Спасителя открылся для посещения. В ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия. В наступающем 2013 году в храме снова состоится Рождественская служба, на которую придут тысячи людей. Прерванная история празднования русского Рождества продолжается.
По материалам книги Душечкиной Е.В. «Русская елка: История, мифология, литература»
Использованы фотографии:
1. Рождественская елка в дворянской семье. Первая половина XIX века
2. Кремлевская елка. 1938 год
3. Главная елка на Манежной площади. 1946 год
4. Дед Мороз выезжает на каток парка имени М. Горького. 1953 год
5. Первая Рождественская Литургия в Храме Христа Спасителя. 1999 год
Пасха.ру
Добавить в блог
Ссылки | Вопрос священнику | О Рождестве Христовом | Богословие | Рождество Христово в истории России | Иконография | Рождество Христово в красках | Детская страничка | Православная трапеза | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Источники | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования