Книга пророка Даниила (Дан. II, 31 - 36, 44, 45)
Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и значение его. Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!
Объяснение сна Навуходоносора Даниилом составляет шестую паремию.
Навуходоносор видел сон, взволновавший его, который он никак не мог вспомнить при пробуждении. Он собрал своих мудрецов и велел им не только напомнить сон, но и объяснить его значение. За неисполнение приказа грозного повелителя они могли лишиться жизни. Даниил жалел их и усердно молился, чтобы Господь открыл ему, что видел во сне царь, и как понять этот сон. Даниилу позволили говорить с Навуходоносором, и он сказал, что видел царь истукана с золотой головой, серебряной грудью, медным туловищем и глиняными ступнями. Внезапно от ближайшей горы оторвался камень и, набирая скорость, ударил истукана. Тот не просто свалился, а разлетелся в прах, осталась от него одна пыль. Камень, казавшийся сначала маленьким, становился все больше и больше и «исполни всю землю».
Главное внимание этих пророческих слов направлено на то, что камень - прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. Земные понятия власти и славы целиком во власти «князя мира сего». Придет конец и этому князю, и его владычеству над миром. Христос станет краеугольным камнем нового царства - духовного, которое из малого в начале станет большим и сильным. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался и сокрушил истукана, стало прообразом рождения Христа от Девы. Церковная поэзия (в песни: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос...») берет из этого пророчества образы и включает новозаветное понимание древних предвидений. Кончается этот сон предсказанием Даниила о грядущем Новом Царстве, которое не будет никем разрушено, не пострадает при смене поколений, не достанется завоевателю, словом, будет вечным, как вечным будет и его Царь, и все верные Ему.
Читается эта паремия на Рождество как преобразование рождения Христа от Девы, начала Его духовного владычества. Для верных христиан оно начинается уже теперь в Церкви.
Добавить в блог
Ссылки | Вопрос священнику | О Рождестве Христовом | Богословие | Рождество Христово в истории России | Иконография | Рождество Христово в красках | Детская страничка | Православная трапеза | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Источники | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования