( https:// )
Поделиться:

Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение.

Деяния Седьмого Вселенского Собора

"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18). Эти слова Евангелиста Иоанна свидетельствуют о величайшем из событий земной истории, о чуде, постичь которое во всей его полноте не может ограниченный человеческий разум - о Боговоплощении. "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1, 14).

Бог - Создатель Вселенной, всего материального и духовного мира, Сам нисходит к сотворенным Им людям для избавления от плена греха, чтобы каждый мог унаследовать жизнь вечную и стать достойным соработником Богу в обновленном и преображенном мире.

Боговоплощение. Вся иконография строится на этом основополагающем понятии, которое позволяет дать положительный ответ на главный в Богословии иконы вопрос: можно ли изображать Бога Воплощённого. Икона ... В чем же смысл этого феномена? Почему так непохож ее мир на то, что мы видим вокруг? Почему так отличаются произведения древнерусских иконописцев от столь знакомых нам образов послевозрожденческого искусства? В чем особенность иконописи?

Может быть, это следствие неразвитости и неумение древнерусского художника, не знавшего законов перспективы, светотени, анатомии и поэтому создавшего красочные "примитивы", подобные тем, что рисуют наши дети? А может быть, это мы неправильно видим окружающий нас мир и, подобно людям с искаженным зрением, не можем воспринять его таким, каков он есть на самом деле? А возможно, мир изображенный на иконе,- это вообще не тот мир, который нас окружает, а какой-то другой, недоступный нам, но увиденный и запечатленный на доске в духовном подвиге древним иконописцем?

Разные исследователи по-разному решают эту задачу. Одни анализируют образный и стилистический строй иконы, основываясь на методах, с помощью которых изучается любое живописное произведение. Этот путь дает определенные результаты, помогает систематизировать те или иные памятники, но для идущего по нему мир иконы остается закрытым, ее смысл прячется от аналитически-рационального рассмотрения. Другие пытались описать икону с помощью математических исчислений и построений, опираясь на формулы Пифагора и Эвклидову теорию чисел. Однако все эти предположения, не имеющие реальной исторической почвы, так и остаются не более как смелыми гипотезами и, думается, неспособны приблизить нас к открытию и пониманию духовного содержания древнерусской иконописи.

В настоящей работе также не претендуем на решение вопроса. Более того, глубоко убеждены, что икона и не может быть понята и разгадана до конца. Это явствует из самого слова «икона» (eikov), что в переводе с греческого означает «образ», «отпечаток». Уже в названии этого предмета заключается некоторая тайна. Икона не может существовать сама по себе, без объекта, образом которого она является. Икона - это не самодостаточное явление, в некотором смысле это даже и не реальность, заключающаяся сама в себе, а образ, подобие и напоминание о некой высшей и непостижимой для нас реальности, видимое отображение невидимого.

Поэтому начало пониманию иконы может быть положено только тогда, когда у нас явится желание познания и постижения мира, который стоит за иконным образом. Конца же в этом процессе осознания и постижения не существует, так как если бы явление, стоящее за иконой, можно было постичь человеческим разумом, то оно не нуждалось бы ни в каких образах. Стараться понять икону в отрыве от той реальности, которую она изображает и на которую указывает, - безсмысленно. Поэтому главным условием для погружения в мир церковного художественного творчества является желание соприкоснуться с этой реальностью, «войти» в нее.

Второе условие - это наше согласие принять икону так, как учит создавшая ее руками своих членов Церковь: как видимый образ невидимого Первообраза. Только так, может быть, положено начало вхождению в мир иконы. Но на этом пути встретятся неизбежные трудности, обусловленные уже нашим временем.

Итак, икона - это изображение Господа, Божией Матери, святых и т.д. Данное определение охватывает только портретно-иллюстративную сторону содержания такого сложного явления, на православная иконопись. Икона" изображение священное, поскольку имеет не только визуально-познавательную функцию , но и молитвенную.

В Богослужебном круге литургически почитаются более двухсот чудотворных икон. Почитая снятие иконы, мы всю меру своего молитвенного усердия переносим не на предмет, а на Того, кто стоит за этим предметом, т.е. через Образ к Первообразу. Бережное отношение, не только к святыне, но и к другим, памятным для человека предметам - показатель его духовного уровня. "Икона - воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как к совершенной Красоте.

Поэтому икона вне Церкви в подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении она есть составная часть Богослужения так же, как и церковное пение, архитектура и образ".

Подводя итог всему сказанному, можно сделать определенный вывод: икона - явление времени новозаветного, она - зримое свидетельство Боговоплощения, ибо "Бога не видел никто никогда: Единородный Сын. Сущий в недре Отчем. Он явил." (Ин. 1,18). Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина - веха на пути эстетического становления человека; икона - веха на пути спасения. Православная икона - живописный образ, воплотивший слово Божие. Все, что свидетельствует о Боге, должно быть достойно Его, и поэтому в иконе большое значение имеет формальная сторона, а именно - мастерство иконописца.

Икона (в особенности древнерусская) является частью мировой художественной культуры, а имена выдающихся иконописцев известны не только одному православному миру. Но надо всегда помнить, что основное предназначение иконы - молитвенное. Поэтому единственное место для иконы - это храм Божий, исследовать же икону только с искусствоведческой точки зрения - нельзя.

Как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов Церкви, как их свидетельство вечности древняя икона несёт на себе все черты небесного: неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и безстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она высится над всем в ином плане бытия. Икона есть великая святыня и по содержанию, и по форме.

Некоторые иконы написаны перстом Божием, некоторые - ангелами. Ангелы служили иконам, перенося их с места на место (Тихвинская икона Божией Матери и др.); многие остались целыми и невредимыми при пожарах; некоторые, будучи пронзены копьями и стрелами, источали кровь и слезы, не говоря уже о других безчисленных знамениях, как исцеления и прочее.

Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же вещает образом. Божественное слово Евангелия отличается величайшей простотой, доступностью и одновременно неизмеримой глубиной. Внешняя форма иконы - предел, вершина простоты, но глубине её мы поклоняемся с благоговением. Евангелие вечно, одно - для всех времён и народов, значение иконы не ограничивается ни эпохой, ни народностью.

Дипломная работа студента 5 курса Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью Борзилова А. А.

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Добавить в блог

Ссылки | Вопрос священнику | О Рождестве Христовом | Богословие | Рождество Христово в истории России | Иконография | Рождество Христово в красках | Детская страничка | Православная трапеза | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Источники | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика