Догматический и нравственный смысл праздника Рождества Христова раскрывается в канонах утрени. Первый канон, составленный преподобным Космой Маюмским, раскрывает догматическую и историческую стороны праздника. Он начинается с описания снисхождения Бога на землю и обновления человека. Далее в каноне говорится о Воплощении Сына Божия, призвании Им иудеев и язычников. Последние три песни канона посвящены свидетелям и участникам События: пастырям и волхвам, пришедшим поклониться Родившемуся Спасителю.
Канонов два,
ирмосы канонов по дважды: тропари же на 12.
Канон первый, творение Космы, его акростих: Христос вочеловечився, еже бе, Бог пребывает. Глас 1:
Песнь 1:
Ирмос: Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися. |
Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пой Господу вся земля и с веселием воспойте люди, ибо Он прославился. |
Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися. |
Истлевшего вследствие преступления, но созданного по образу Божию, всецело подвергшегося порче, отпавшего от высшей Божественной жизни вновь восстанавливает мудрый Создатель, ибо Он прославился. |
Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда, приклонив небеса сходит, сего же от Девы Божественныя Чистыя, всего осуществует, воистинну воплощься, яко прославися. |
Творец, видя гибель человека, которого создал руками, приклонив небеса нисходит и осуществляет всего его от Божественной Чистой Девы, воистину воплотившись, ибо Он прославился. |
Мудрость, слово, и сила, Сын сый Отчий, и сияние, Христос Бог, сил утаився, елико премирных, и елико на земли, и вочеловечься обновил есть нас, яко прославися. |
Будучи мудростью, словом, силою, Сыном Отца и сиянием (Его), Христос Бог, тайно от всех сил, сколько их ни есть выше мира и на земле, вочеловечившись, обновил нас, ибо Он прославился. |
Второй канон, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, говорит более о внутреннем, духовном смысле события Рождества Христова, о его значении для духовной жизни каждого человека. Он носит значительно более лирический характер, чем канон преподобного Космы.
Другой канон. Творение Иоанна, глас тот же.
Ирмос: Спасе люди чудодействуяй Владыка, мокрую моря волну оземленив древле: волею же рождься от Девы, стезю проходну небесе полагает нам, Егоже по существу, равна же Отцу и человеком славим. |
Спас народ чудесно Владыка, осушив в древности влажные морские волны. Добровольно же родившись от Девы, Он проложил нам проходимую стезю на небо. Его, равного по существу и Отцу и людям, мы прославляем. |
Изнесе чрево Священное Слово, яве неопально живописанное купиною, смешена зраком человечим Бога, Евы окаянную утробу клятвы древния разрешающее горькия, Егоже земнии славим. |
Освященное чрево, ясно прообразованное несгараемою купиною, родило Слово, Бога, соединившего с Собою образ человеческий, (Слово,) освобождающее несчастную утробу Евы от горького древнего проклятия. Его мы, земные, прославляем. |
Показа звезда прежде солнца Слово пришедшее уставити грехи, волхвом яве во убозем вертепе, милостиваго Тебе пеленами повита: Егоже радующеся видяху Самого и человека и Господа. |
Звезда ясно указала волхвам Тебя, существующее прежде солнца Слово, пришедшее прекратить грех, в убогой пещере из сострадания (к нам) повитое пеленами, в Котором они с радостью увидели человека и вместе Господа. |
Катавасия 1-го канона ирмос, 1-й лик: и 2-го, 2-й лик.
Добавить в блог
Ссылки | Вопрос священнику | О Рождестве Христовом | Богословие | Рождество Христово в истории России | Иконография | Рождество Христово в красках | Детская страничка | Православная трапеза | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Источники | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования