Юлианский календарь имел огромное значение для Церкви. Она получила единое измерение времени, единый храмовый календарь и могла синхронно отмечать праздники, посты и другие церковные даты. Соблюдение юлианского календаря осуществляло связь прошлого с настоящим и будущим в одних ритмах времени.
Из какого лагеря вышли первые критики юлианского календаря? В Византии наиболее известные из них - Григор Никифор и Исаак Аргик.
Григор Никифор - представитель рационалистического крыла византийской философии, отпочковавшегося от пантеистической системы Иоанна Итала. Григор Никифор был энциклопедически образованным человеком - историком, философом, математиком и астрономом. Хотя некоторые из современников (Акиндин) указывали, что его познания более обширны, чем глубоки и основательны и он часто берется за дело, не изучив его как следует. Григор Никифор выступил противником и оппонентом святого Григория Паламы, защитника святоотеческого учения о Фаворском свете, о вечных божественных энергиях, в которые включается человек через православную аскезу. Антипаламиты не признавали вечных божественных сил и энергий, а Фаворский свет считали атмосферным явлением. Для противников Григория Паламы исихазм, основанный на безмолвии молитвы, был непонятен. Они не только отрицали его, но делали предметом насмешек и даже политических интриг. Григор Никифор был сторонником унии с Римом и составил свою уникальную программу.
Другим противником юлианского календаря был византийский монах Исаак Аргик. Впоследствии он был обвинен Церковью в тайном язычестве и предан на Поместном соборе анафеме. Возможно, он принадлежал к мистрийскому кружку философов, которые мечтали о возрождении великой Греции с ее языческими культами и философскими школами. Такие союзы существовали до самого падения Византии. В XI веке Католическая Церковь порвала связь с Вселенской Церковью. Прежде всего, было потеряно мистическое единство. Католическая Церковь была ориентирована на мирскую культуру и цивилизацию. Восток, - если можно об этом говорить в психологических обобщениях, созерцателен и глубок, а Запад - деятелен.
Оставить комментарий на статью
Ссылки | Вопрос священнику | О Рождестве Христовом | Богословие | Рождество Христово в истории России | Иконография | Рождество Христово в красках | Детская страничка | Православная трапеза | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Источники | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования