( http:// )
Поделиться:
Главная
Богословие
Проповеди
Святитель Иннокентий Херсонский

Но мы ли, братие, точно ли мы извлечены из бездны и преставлены на высоту? Спасение мира может ли принадлежать нам? Ибо оно принадлежит только тем, кои, чувствуя влечение свыше, предаются ему всецело и навсегда, - влекомые устраняются, как можно более мира и его сует, постоянно пекутся об очищении себя от всякой скверны плоти и духа. Это необходимое условие спасения, явленного в Сыне Божием; без сего Сам Господь не может и не возможет спасти нас. Развращенное, нераскаянное сердце есть такая тяжесть, которой и всемогущество Его не может поднять на высоту. Будем ли жаловаться на сие? Сетовать о том, что нам не возможно взять с собою на небо земли, внести в рай и наших идолов? Но это было бы сетование о невозможном. Таким образом, из самого неба сделался бы ад. Если бы чудом милосердия грешник неочищенный и преставлен был в рай, то не нашел бы там ничего райского.

Новость предметов и места изумила бы его на время; но сердце и чувственность вскоре потребовали бы сродной себе пищи; а ее нет там и быть не может. Глад и жажда, отсюда происшедшие, составили бы адское мучение среди самого рая. Ужасная для грешных, но отрадная для праведных, истина сия дает себя чувствовать с силою уже и здесь - на земле. И здесь что для благочестивого составляет наслаждение, например: молитва, пост, хождение в храм, посещение темниц и прочее, то в человеке чувственном производит тягость и скуку. И наоборот, в чем грешник находит отраду для бедной души своей, то для человека добродетельного составляет нередко предмет отвращения. Но таковая противоположность вкуса и наслаждений еще с большею силою должна открыться за гробом. Там каждый сам из себя уже образует или рай,- если имел в себе семена рая на земле, или ад, если дал место в себе пламени адскому, еще будучи в теле.

Посему-то, братие, все священные писатели, все Пророки и Апостолы ничего так часто и так сильно не внушают людям, как стараться об очищении своего духа и тела. Без сего снисшествие на землю Сына Божия и все средства благодатные не принесут пользы; без сего самые блага небесные не доставили бы отрады 6едной душе грешника, подобно как слепой пли глухой наследник нисколько не получает удовольствия от того, что в наследстве, ему доставшемся, есть прекрасные места и виды природы, или доброгласные орудия мусикийские. Странное убо рождество Спасителя нашего видевше устранимся, братие, мира: будем жить в нем так, как жил Господь наш, как жили все святые Божии человеки, - не увлекаясь соблазнами его, не совращаясь примерами его, не прилагая сердца к благам его, возносясь мыслию над всем дольным и временным, или, но выражению Церкви, ум на небеса преложше.

Такое преложение ума и мыслей на небо есть самое первое, весьма удобное и надежное средство преложиться некогда туда и всем существом своим. С чего начинается обыкновенно наше развращение? С худых мыслей. С мыслей должно начаться и наше исправление. Непрестанные мысли о земном и плотском губят нас; частое размышление о небесном и духовном может спасти нас. Что легче мысли? Между тем, часто повторяемая, мысль много значит. Как телесное зрение наше принимает даже цвет тех предметов, на кои мы долго смотрим: так бывает и с очами сердца. Начни чаще мыслить о Боге и Его совершенствах, о душе и ее предназначении, о вечности, о совести, о безобразии греха и красотах добродетели: из благих мыслей скоро появятся благие желания; эти желания, по крайней мере, некоторые, перейдут в действия; из повторяемых действий образуется навык к добру; а там, от действия благодати Божией, явится и сердце новое и новая жизнь.

Что же касается до самого образа деятельного восхождения на высоту, то он указан нам самым снисхождением к нам Сына Божия: что Его низвело, то нас возведет. Его низвела на землю преданность воле Отца: се иду, вещал Он Отцу, сотворити волю Твою, Боже (Евр. 10,7). Для нас сия преданность есть первая и прямая стезя на небо. Он нисшел к нам по великой любви Своей к бедному роду человеческому; мы взойдем к Нему по любви нашей к Нему и земным братиям нашим. Дела милосердия всего более приближают нас ко Всемилосердому. Он явился на земле, облеченный всеми видами смирения. Если и мы облечемся в сию одежду, будем почитать себя окаянными грешниками и полагать надежду на одну милость Божию; то сим смирением и мы - стяжем высокая. Что Его низвело, то нас возведет! Будем только всегда верно следовать по стопам Его, и мы непременно приидем на небо, к Нему, нашему Спасителю и Господу. Аминь.

Добавить в блог

Ссылки | Вопрос священнику | О Рождестве Христовом | Богословие | Рождество Христово в истории России | Иконография | Рождество Христово в красках | Детская страничка | Православная трапеза | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Источники | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика