Песнь 6:
Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее, пройде сохраньшее нетленну, егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну. |
Из чрева Иону (как) младенца морской зверь извергнул, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и принявши плоть, прошло сохранив (Ее) нетленною; ибо Оно сохранило Родившую неповрежденною тлением, какому и Само неподвержено. |
Прииде воплощься Христос Бог наш из чрева, егоже Отец прежде денницы раждает: правления же держа пречистых сил, в яслех скотиях возлежит, и пеленами повивается, разрешает же многоплетенныя пленицы прегрешений. |
Пришел воплотившимся Христос Бог наш, Которого Отец рождает из чрева прежде денницы, держащий бразды правления над пречистыми силами полагается в яслях для скота и повивается пеленами,но разрешает многозапутанные узы прегрешений. |
Юно из Адама Отроча смешения, родися Сын, и верным дадеся, будущаго века Сей есть Отец, и Начальник, и нарицается великаго совета Ангел: сей крепок Бог есть, и держай областию всю тварь. |
Из Адамова состава рожден и дан верным Сын, юный Отрок, Он Отец и Начальник будущего века и называется Ангелом великого совета; Он Бог крепкий и содержащий все творение в своей власти. |
Другой:
Ирмос: Обитая Иона в преисподних морских, приити моляшеся и бурю утолити: унзен же аз мучащаго стрелою, Христу воспеваю, зол губителю, скоро приити Тебе к моей лености. |
Иона, обитая в преисподней моря, молил придти и утишить бурю; а я, раненый стрелою мучителя, воспеваю Тебе, Христу, истребителю зла, чтобы Ты скоро пришел к моей лености. |
Иже бе исперва к Богу, Бог Слово, ныне утверждает немощное древле: видев сохранити еже по нам существо, имже Себе вторым общением, абие проявляя страстей свободное. |
Бог Слово, Которое было изначала у Бога, имея в виду сохранить сообразное нам существо, ныне укрепляет его, немощное издревле, вторым общением с Ним, сразу показывая его свободным от страстей. |
Грядет нас ради из Авраамлих чресл, темнопадшия во мраце прегрешений, сыны воздвигнути долу поникших, иже во свете Обитаяй и яслех, чрез достояние, ныне благоволив в человеческое спасение. |
Для нас безпросветно упавших во мрак прегрешений, чтобы поднять сынов глубоко павших, грядет из чресл Авраамовых Обитающий во свете и вопреки (Своему) достоинству благоволивший ныне (обитать) в в яслях для спасения людей. |
Важнейшими песнопениями рождественской утрени является кондак праздника и следующий за ним икос. Они принадлежат к древнейшим песнопениям праздника Рождества. Автор их, преподобный Роман Сладкопевец, составил эти песнопения в VIвеке. По церковному преданию, вошедшему в житие преподобного Романа, слова и напев кондака были внушены ему явившейся во сне накануне праздника Рождества Христова Богоматерью. Этот кондак по своему внутреннему смыслу очень близко подходит к евангельскому повествованию.
Кондак
глас 3, Подобен:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог. |
Дева сегодня рождает Высшего сущности и земля приносит пещеру Неприступному; ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ибо ради нас родился юный Отрок, Превечный Бог. |
Икос праздника, с одной стороны, развивает и усугубляет мысль кондака. В нем говориться о Вифлееме, который открыл людям Едем, о не напоенном Корене, Который явился в раю, заключенном внутри вертепа. С другой стороны, подобно икосам большинства двунадесятых праздников, он обращается к молящимся, призывая их прийти увидеть открывавшуюся в Вифлееме тайну.
Икос:
Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом: приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа. Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение: тамо обретеся кладезь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к Нему идем, где родися Отроча младо, Превечный Бог. |
Вифлеем открыл Едем; придите, посмотрим: мы нашли сокровенную пищу, придите получим внутри пещеры (все) настоящее райское. Там виден корень неполитый, произращающий отпущение; там найден невыкопанный колодезь, из которого Давид в древности хотел пить. Там Дева, родивши Младенца, сразу утолила жажду Адама и Давида. Итак пойдем туда, где родился юный Отрок, Превечный Бог. |
Ссылки | Вопрос священнику | О Рождестве Христовом | Богословие | Рождество Христово в истории России | Иконография | Рождество Христово в красках | Детская страничка | Православная трапеза | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Источники | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования